тут:

Психологический запор у ребенка, что делать и что не делать – видео

Психологический запор у ребенка совсем не редкость, о том, что делать в этом случае рассказывает Светлана Васильевна Сривастава, врач, психолог, педагог и многодетная мама, а в конце статьи Вас ждет прекрасное видео с горшечными сказками от Ирины Терентьевой.

Слово нашему консультанту

Запор – вещь неприятная сама по себе, а когда такая проблема возникает у любимого чада, на уши встает все семейство. Мама обвиняет папу, что принес плохие продукты, папа кричит на маму, что она не умеет готовить, бабушка рвет на себе последние седые волосы, пытаясь судорожно вспомнить, чем лечили запор во времена Царя-гороха. А источник беды на самом деле, чаще всего зависит от психологического состоянии ребенка.

Ситуация, часто возникающая во многих семьях. Мы любим, от волнения или просто по привычке, сначала поскандалить вволю, обвиняя всех подряд без разбора. Причем многие не стесняются присутствия ребенка, считая, что он еще ничего не понимает. Или же не обращают внимания на переживания крохи, так же считая их глупыми и несущественными. А нервная система детей, гораздо чувствительнее, чем у взрослых, и любое волнение или переживание может сказаться самым неожиданным образом. И тогда встает риторический вопрос «Что делать?», в чем заключается лечение таких проблем?

Но, не будем забегать вперед. Давайте обо всем по порядку. А то совсем непонятно, как могут быть связаны запор у ребенка и бурные эмоции или невнимание взрослых членов семьи.

Начнем с того, что вообще принято считать запором у детей

«Гюльчатай, открой личико»

Прежде всего, давайте приоткроем завесу тайны, и выясним, что такое запоры у малышей. В нашем стандартном понимании запор — это отсутствие стула в течение длительного времени. Это и верно, и неверно по отношению к маленьким деткам.

На момент рождения у детей пищеварительная система еще полностью не сформирована. Она продолжает развиваться примерно до года. Кишечник ребенка чист как лист белой бумаги, постоянные «жильцы» и временные «квартиросъемщики» еще не вселились. Это полезные и условно патогенные микробы и бактерии. Они будут въезжать постепенно. Некоторые с молоком матери, некоторые с прикормом, короче, каждый в свое время и на свое место.

Поэтому для грудничков нормально покакать и пять раз по капле, и один раз прилично. Главное не в регулярности, а в том, что выходит.

Если испражнения похожи на кроличьи шарики, то тут без вариантов, у ребенка начался запор. Что делать, спрашивать нужно не у соседок и подруг, это мало вам поможет, а у специалистов. Лечение должен назначать только врач.

После годика критерии меняются. Микрофлора более-менее становится постоянной, члены кишечной общины уже обжились и притерлись друг к другу. И стул становится регулярным и сформированным.  Симптомом запора теперь считается отсутствие стула более 48 часов, а также чересчур сухие, хоть и регулярные какашки, или болезненные дефекации. Так что мамам бить тревогу нужно не когда ребенок тужится и кряхтит, это в пределах нормы. А тогда, когда меняется консистенция кала.

А теперь мы подошли к самому интересному, как возникает запор, и почему это происходит.

«Откуда ж ты взялся?»

Сначала немного физиологи, что бы было понятнее. Формирование и движение кала у детей происходит почти так же, как у взрослых. В тонком кишечнике из переваренной пищи высасываются полезные компоненты, и в толстый кишечник поступает полностью отработанный продукт, обильно смоченный водой, с небольшими вкраплениями витаминов.

Далее идет работа по «отжиманию» воды и сортировке витаминов на свои законные места. Основная деятельность толстого кишечника заключается в продвижении содержимого к выходу и последовательном извлечении из него жидкости и остатков удобоваримых компонентов. Чтобы выполнить такую сложную работу, мышечными сокращениями стенок кишечника руководит вегетативная нервная система, посылая четкие импульсы, что бы получались волнообразные движения, это называют перистальтика кишечника.

Примерно, как дирижер задает темп и ритм оркестрантам. Только следуя взмахам его палочки, сотни труб и смычков могут создать идеальную мелодию. А без него даже самые талантливые музыканты будут играть «кто в лес, а кто по дрова», и получится какофония. Вот и в кишечнике ребенка любые нарушения в нервных импульсах вызывают сбой в работе.Психологический запор

Причем появление «чужих» (вредные микробы, тяжелая пища или ненужные лекарства) раздражает, и, стремясь избавиться от них, импульсы усиливают перистальтику. Жидкость при этом не успевает всосаться, и стул становится жидким.

А вот негативного психологического воздействия импульсы, отвечающие за перистальтику, боятся. Это значит, что:

  • страх,
  • боль,
  • стресс

заставляют кишечник изменять свою активность. Кто-то на страх реагирует поносом, а кто-то запором. Нас интересует ослабление транзита: кал замедляет свое путешествие, из него выкачивается жидкости больше чем нужно, делая сухим и твердым, что естественно, является признаком запора.

А еще, ко всем этим, скажем так, внешним «прелестям» добавляется еще и контроль корой головного мозга. У детей от полутора до трех лет имеется «замечательная» способность сознательно сдерживать желание покакать, что очень сильно способствует развитию запора.

Конечно, в международной классификации болезней нет диагноза «психологический запора», там выделено только безликое название болезни – запор, и точка. Но педиатры имеют свое мнение и часто связывают возникновение запоров с психологическими причинами или говоря иначе, рассматривают запор как психосоматическое расстройство.

Провокаторы психологического запора и принципы борьбы с ними

Сразу начну с примеров из жизни. Так будет и нагляднее, и понятнее.

  • Наша пресловутая страсть к коллективному воспитанию. Малыша из уютного домашнего окружения отправляют на целых полдня в незнакомую для него обстановку, где нет ни мамы, ни бабушки, ни даже папы. Только строгая незнакомая тетя и много агрессивных детей. Хорошо если у родителей есть возможность отдать ребенка в детский садик с 3х лет. К этому времени уже имеются, какие-то навыки, и устоявшиеся черты характера. Но ведь в большинстве случаев деток определяют в ясли, как только им исполняется годик. Вы попробуйте представить себя на его месте. Сможете подойти к незнакомому человеку и сообщить, что хотите в туалет по большому? Вот и у большинства детей существует этот психологический барьер.  Малыши не знают, что делать, а так как у них есть природная способность сдерживаться, то они терпят, превозмогая позывы, лишь бы не подходить с таким деликатным вопросом к чужому человеку.

После длительного сдерживания стул становится твердым, и, выходя, причиняет боль. Это быстро и прочно откладывается в памяти, в дальнейшем малыш будет сознательно терпеть, лишь бы избежать возможной боли. Получается замкнутый круг, из которого без психологического лечения не вырваться.

Что делать?

Это не самая тяжелая психологическая ситуация, и вы сможете с нею быстро справиться, обратившись за помощью к вашему педиатру. Необходимо срочно поменять питание, чтобы помочь размягчить содержимое кишечника малыша. После этого уговорите его посидеть на горшке. Только делать это нужно очень ласково, без нажима. Вам нужно добиться, что бы ребенок поверил в то, что больно не будет, и у него все получится.

В то же время психологическое лечение не должно акцентировать внимание на самом процессе. Можно отвлечь кроху происходящим за окном, или вспомнить вместе с ним веселую сказку, историю, стишок. Все на что способна ваша фантазия, подойдет. Если у малыша получится покакать, и это пройдет безболезненно, новое чувство быстро затмит старые страхи, и лечение запора пойдет быстрыми темпами.

Следующая провоцирующая психологическая ситуация исходит от самих родителей. Очень обязательные и правильные мамаши так ревностно начинают приучать ребенка к горшку, что вызывают у него естественное чувство протеста. И, отстаивая свою независимость, малыш, опять-таки начнет сдерживаться, что, несомненно, приведет к запору.

Что делать?

В первую очередь поменять свое отношение к вопросам порядка и воспитания. Не нужно чересчур, агрессивно заставлять сидеть малыша на горшке. Попробуйте лучше поиграть с ним. Смоделируйте ситуацию, что зайка или мишка не хотят садиться на горшок, к чему это приводит, и как потом трудно все убирать и отстирывать. Пускай в роли воспитателя будет сам ребенок, не мешайте ему проявить свою фантазию, лучше чаще хвалите и поощряйте. В данном случае лечение будет заключаться в доброте и ласке.

  • Еще одна достаточно распространенная ситуация, когда детеныш какает только в штаны, когда заиграется или отвлечется на что-нибудь интересное, а главное, когда нет никого рядом. Тут корни растут исключительно из взаимоотношений в семье, и конкретно отношение каждого к проблеме малыша.

Вероятно, однажды, или несколько раз родители не сдержались, и чересчур эмоционально выразили свое негативное отношение к грязным штанам. Теперь ребенок пытается постоянно себя контролировать, то есть держит себя в напряжении. А покакать у него получается только тогда, когда он забывается и расслабляется. И, тут же получает доказательство тому, что расслабляться было нельзя в виде недовольства и раздражения взрослых. Тогда он начинает еще более усиленно не пускать свои какашки, чтобы не злить маму, что приводит к запору.

Что делать?

Это действительно серьезная психологическая проблема, которая в дальнейшем может сказаться скверным упрямым характером, и замкнутости ребенка в себе. В этом случае начинать лечение нужно с родителей, а уже потом направлять терапию на ребенка.

Тут без психолога нельзя обойтись. Ситуация не такая редкая, поэтому существует много отработанных и проверенных методик, которые помогут справиться. Родителям нужно строго выполнять все указания врача.

  • И последняя ситуация, она относится к деткам постарше, и является серьезной психологической проблемой, это панический страз унитаза. Это достижение цивилизации нередко пугает детей. Им кажется, что вдруг из глубин этого монстра вылезет, что-то страшное и укусит их за попу или вообще утащит к себе.

Не стоит снисходительно улыбаться, потому что это действительно серьезная проблема. И если посмотреть на нее глазами маленького человечка, который не знает пока принцип работы этого агрегата, получится очень даже страшно.

Что говорить о детях, если даже взрослых пугает все новое и неизвестное. Вспоминается одна история из интернета: когда администратор оказался на грани увольнения, из-за невозможности работать на принтере. Ситуация оказалась такой. Был поставлен новый аппарат, который умел «разговаривать». Как только милые барышни поднимали крышку, чтобы вложить лист бумаги, аппарат говорил им металлическим голосом «ЗАКРОЙТЕ КРЫШКУ». На что дамы взвизгивали и выбегали из комнаты.

А теперь поставьте себя на место ребенка. Странная установка издает неприятное утробное рычание, и быстро поглощает все, что в ней находится, конечно, страшно.

Что делать?

Набраться терпения и вместе с ребенком разобраться в ситуации. Расскажите ему в доступной форме, как устроен унитаз, а потом вместе загляните в бачок, понаблюдайте, как сливается вода, и куда она утекает. Хорошо, если кто-нибудь сможет нарисовать хотя бы схематично, работу канализации. И, конечно обязательно обратитесь к детскому психологу, так как только профессионал сможет правильно оценить ситуацию, и назначить грамотные методы лечения.

Пару советов в заключении

Общепринятые правила профилактики запоров известны всем, и нет необходимости их перечислять. А вот правила психологического общения с ребенком, почему-то учитываются очень редко. Не нужно подавлять ребенка своим авторитетом. Сводите родительскую опеку к разумному минимуму. Поощряйте выражение эмоций, старайтесь разделять его страхи и опасения. И вообще, больше свободы и самостоятельности, тогда и проблем будет меньше.

Поделись в соц.сетях:


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее